О себе

На уроке2

Образование: Башкирский государственный педагогический университет, г.Уфа
Квалификация: Первая квалификационная категория
Стаж работы: 14 лет

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

Я.А.Коменский

         Рано или поздно в жизни каждого школьника наступает такой момент, когда он задумывается: «Кем быть?» С детства мы мечтаем и видим себя в роли то продавца, то доктора, который излечит мир от всех болезней, то гениального учёного, создающего незыблемую гармонию людей и окружающего мира. Мы выбираем себе будущую профессию и обязательно принимаем во внимание разные факторы: и семейные традиции, и романтический ореол, окружающий эту профессию, и любовь к тому или иному школьному предмету. А нередко профессию выбирают просто за компанию: пойду учиться туда, куда пошел мой друг. Не на последнем месте и мечты о деньгах и престиже, ведь именно они, порой, приводят нас в совершенно иную трудовую деятельность…

         Каждый год, став школьницей, я с нетерпением ждала самый главный в моей жизни праздник – Первое сентября. Бережно укладывала в портфель школьные принадлежности. Несколько раз проверяла, всё ли я положила, не забыла ли чего. А утром, вся такая праздничная, с огромным букетом самых лучших цветов, спешила в школу и верила, что именно сегодня начнётся самое интересное в моей жизни.

         Понимала ли я, когда выбирала профессию учителя, что моя работа будет такой беспокойной, несмотря на то, что на весь учебный год составлены программа, план, расписание?.. Понимала ли, что работа учителя очень и очень сложная, что она забирает много энергии и сил, что всё время учитель находится на передовой, что пытливые глаза учеников следят за каждым словом и никогда не простят промаха?

         Да, я понимала, что труд учителя – это постоянная работа над своим, учительским самосовершенствованием, что это работа не только с детьми, но и с их «современными» родителями. А это ох как нелегко! Сегодня, проработав на преподавательской должности не один год, я понимаю, что не ошиблась, ибо учительский труд интересен и не похож ни на какую другую профессию. Педагог, любящий свою профессию, не только учит детей избранному предмету, но и, заслужив у ребят авторитет, становится наставником детских душ, которые ни в коем случае ни обмануть, ни предать нельзя.

В нынешнее время не всегда и не у всех представителей общественности профессия учителя в почёте. А очень жаль! Помните слова Александра Исаевича Солженицына о смысле земного существования каждого из нас, о том, что он «…не в благоденствии, а в развитии души», что никакое «благоденствие» не придёт к нам без душевного развития? А развитие души ребёнок получает там, где проводит большую часть времени - в школе.

         Я воспитывалась и росла в сельской местности, где авторитет учителя долгое время, да и сейчас, остаётся бесспорным. Наше сознание твёрдо держалось на убеждении, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят. Такого мнения и вся учительская династия в нашем роду: моя мама, учитель русского языка и литературы, её сёстры и братья. Все они, увлечённые своей профессией, удивляли и восхищали моё видение мира: молодые, задорные, мастерили чудо - поделки из подручных материалов, красивым каллиграфическим почерком выписывали в дневниках и тетрадях учеников добрые пожелания, а то и разучивали с классом танцевальные па. Тогда, с позиции детства, я, глядя на работу родственников-педагогов, думала: «Ух ты! Как у них всё просто и интересно! Да их работа – сказка! Хочу тоже быть сказочной принцессой в королевстве детских душ…»

         Я ею стала и ничуть не жалею о своём жизненном выборе. Всегда держу в душе мудрые слова Я.А.Коменского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешьи любить тех, кому преподаешь». Да-да, именно любить.Мне очень в этом повезло. С самого раннего детства я купалась в любви, которую щедро дарили мне мои близкие: родители, сестры, братья. И, конечно, ответная любовь не могла не созреть во мне. Это не просто любовь, а любовь к жизни, к миру, к людям, ко всему окружающему. Именно материнская любовь стала той отправной точкой, которая и привела меня к благородной профессии педагога. «Почему?» - спросите вы? Да потому, что любви нужен выход, ее следует передавать, дарить другим, иначе она потеряет свое предназначение, потому что в этом великом чувстве больше всего и нуждаются дети. Сейчас я уже с уверенностью могу сказать, что путь в школу был для меня предопределен и главное - желание быть полезной для ребят, для их родителей.

         Я часто задаюсь вопросом: что важнее для меня: научить грамматике изучаемого языка, добиться высокого качества успеваемости по предмету или воспитать у ребят понимание важности здорового образа жизни, культуры поведения, чувства патриотизма? Наверное, и то, и другое. Хочется быть не только учителем, дающим прочные знания, но и хорошим воспитателем. Понимание того, что именно в школе закладываются приоритетные нравственные принципы, что именно здесь идет подготовка к жизни в обществе, именно здесь воспитываются личности, будущие граждане, патриоты своей страны, движет всеми моими помыслами и желаниями. Считаю, что эту важную миссию должны выполнять только хорошие, неравнодушные к детям, учителя и воспитатели, мастера своего дела!

         Да, мечты маленькой принцессы сбылись. Теперь я – учитель! Я зажигаю искорки знаний в своих учениках. Я вхожу в класс только с улыбкой, ибо она символ моего отношения к детям, моей любви к ним, символ света, который «горит в моих пытливых искорках». Не скажу, что всё у меня получилось вот так сразу и легко. Но я старалась, училась у своих наставников, искала подход к детям, завоёвывала их интерес к предмету и уважение ко мне, с планами чуть ли не до утра сидела. Среди опытных коллег какое-то время себя неуютно чувствовала. Но всё у меня получилось!

         А знаете, у всех школьных учителей есть такая приметная особенность – хороший учитель всегда выглядит молодо. Наверное, потому, что, находясь в окружении молодежи, он, в полном смысле слова, живёт жизнью своих учеников, навсегда сохраняет молодость своей души. Я стала учителем потому, что всегда этого хотела. Я остаюсь учителем, потому что школьный мир – мой мир, моя судьба и моё счастье.

         Замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Я сделаю всё возможное, чтобы стать таким учителем.  И я им стану!